Варно-кастовая структура Индии

Касты и варны Индии

Человеческое общество с древних времен было разделено на социальные группы, однако ни в одном регионе мира, помимо Индостана, социальная градация общества не проявлялась так сильно. Тому способствовала уникальная религия и особые исторические условия, которые сложились на территории Индии в середине второго тысячелетия до нашей эры.

 

Появление варн

Когда примерно 1700-1500 гг. до н. э. древние арии вторглись в Индию, их общество уже разделялось на три варны: брахманов – священнослужителей, кшатриев – воинов, и вайшьев – свободные земледельцы, скотоводы и ремесленники и торговцы.

В этот период три социальные группы (варны) еще не были замкнутыми, выдающиеся личности еще при жизни, могли перемещаться из смежной группы в иную и также допускались межварновые браки. В этот древнейший период была составлена Ригведа, в которой был записан интересный индоевропейский миф о появлении человека. Из головы первого человека по имени Пуруша, родились брахманы, из рук, воины, из бедер, вайшьи. В Ригведе упомянута и четвертая варна шудры, слуги трех высших варн. Упомянуты были также изгои (парии) не входящие ни в одну из варн. Появление четвертой варны и неприкасаемых явилась решающим фактором цементации древней варновой системы индоариев.

Ариями были завоеваны и колонизированы огромные густонаселенные по меркам древнего мира пространства Северной Индии. Чтобы немногочисленным захватчикам не раствориться в среде неарийского дравидийского населения. Ариям пришлось зацементировать свою социальную систему и включить в нее инородных представителей.

Как считают историки, шудрами стали покоренные неарийские народы. Неприкасаемыми были объявлены, непримиримые вражеские племена из дравидов.

кшатрии кто это такие

 

Структура основных варн

Варновая система была, окончательно сложена на рубеже нашей эры, и описана в Ману Смрити (Законы Ману). В данном источнике была описана классическая схема, появления четырех варн, только вместе первочеловека, демиургом был описан уже верховный бог Брахма. Таким образом, в начале первого тысячелетия нашей эры, индуизм стал связывающим раствором укрепившим древнюю варновую систему. В этот период окончательно утверждается варновая эндогамия, браки допускались только в середине варн. Межварновые переходы почти полностью прекращаются.

Хоть еще в четвертом веке до нашей эры во времена индийского похода Александра Македонского, вайшьи и шудры, относительно легко могли переходить у варну кшатриев, для этого требовалось на войне убить врага. Также были случаи когда, представители царских династий становились брахманами.

По законам Ману, однако, допускалось для кшатриев мужчин брать себе в жены женщин из низшей касты. В то-же время женщинам строжайше запрещалось выходить замуж за представителей низших каст. Вдовам вообще запрещалось выходить повторно замуж. Такой запрет имел целью не допустить ассимиляции арийцев местным населением Индии. Для этой цели первые три варны потомки ариев, были объявлены дваждырожденными.

Мальчики из высших варн в 8-12 лет проходили особую ритуальную инициацию, и становись полноправными членами, своих варн. В это время появляются строгие пищевые табу на прием пищи, приготовленной вне своей варны, за исключением брахманов. Пищу приготовленную брахманами могли принимать все варны. Переход из одной варны в другую мог произойти по утверждениям брахманов, только после смерти человека в результате переселения душ.

Индийские варны - различия

 

Появление неприкасаемых и цыган

В настоящее время в Индии, от 18 до 20% населения являются неприкасаемыми. До двадцатого века парии были полностью бесправны, им запрещалось посещать храмы, голосовать на выборах. В двадцатом веке неприкасаемые получили политические и религиозные права. С руки Махатмы Ганди парии получили другое название хариджаны.

Изначально хариджаны выполняли самую нечистую работу, связанную с забоем скота, уборкой нечистот. Париями были и дхоби прачки, однако со временем дхоби поднялись у варну шудр. До сих пор в Индии, особенно среди сельской местности, к неприкасаемым относятся предвзято, считается, что не только прикосновение, но и взгляд на неприкасаемого может принести несчастье, по этой причине, неприкасаемых, почти не снимают в индийских фильмах.

Считается, что одной из каст неприкасаемых древней Индии, был народ ром (дом), известных ныне под именем цыгане. По причине гонений цыгане, в несколько волн, начинают с 6 веке нашей еры миграции из Северной Индии.

В 9 веке цыгане прикочевывают в Византии, где часть из них принимает христианство и после под натиском турков, в 15 веке цыгане из Византии, расходятся по всей Европе. Стоит отметить, что цыгане изначально выходцы из Центральной Индии, сильно смешались с арийцами. По всей видимости, среди арийцев существовала определенная оппозиция варновой системе.

Скорее всего, за серьезные и систематические нарушения варно-кастовых запретов, народ ромов и был изгнан брахманами из Индии.

Касты и варны Индии

 

Современная кастовая система Индии

Варновая система Индии к моменту прихода португальцев эволюционировала в кастовую структуру. Каста, буквальный перевод с португальского «чистая порода». По хинди социально-профессиональная группа именуется джати. Согласно данным 1931 года, в Индии насчитывалось около 3 тысяч каст.

В современный период кастовое угнетение во многом осталось в прошлом. По конституции Индии запрещена любая дискриминация человека по кастам. В крупных городах Индостана касты практически исчезли, хоть в сельской местности продолжают существовать.

В Индии происходят интересные социальные процессы, перехода социальных групп людей из неприкасаемых в шудр в высшие касты. Однако должно пройти еще несколько столетий чтобы, такой феномен, как индийская кастовая система окончательно исчезла.

Комментарии закрыты.