Волшебство индийского кино

История кинематографа Индии

Годом рождением индийского кинематографа считают 1898, когда увидел мир фильм «Цветок Персии» снятый в коротком метре. В 1913 году Дадасахебом был снят полнометражный кинофильм «Раджа Харинчандра». Интересной особенностью данной киноленты является то, что все роли, в том числе и женские, играли мужчины.

Болливуд

 

История киноиндустрии Индии

В начале тридцатых годов в Индии начинается эра звукового кино с выходом киноленты: «Свет мира» на языке хинди. Тогда же с тридцатых годов началось разделение индийского кинематографа хинди, телугу и тамилаязычный кинематограф.

Период со второй половины 40-х и до конца 60-х годов именуют золотой эрой индийского кинематографа. Большую популярность имел  выдающийся цветной фильм «Мать Индия», вышедший на киноэкраны в 1957 году. Главную роль в этой киноработе виртуозно исполнила Наргис. В 50-х годах огромную популярность получают фильмы «Бродяга (1951) и Господин 420 (1955). Благодаря этим работам Радж Капур, обретает всемирную славу.

Лучшей кинолентой Индий 60-х годов считается историческая драма «Великий монгол». Режиссера Азифа в главных ролях в данном фильме сыграли Мадхубала и Дилип Кумар.

70-х годы эксперты называют золотыми годами параллельного кино Индии. В этот период наибольшую популярность приобрел фильм «Зита и Гита» выпущенный в 1972 году. Данный фильм сделал мировыми звездами Хему Малини и Дхармендру. «Зита и Гита» стали самым популярным индийским фильмом в СССР до начала девяностых годов. Прорывов индийского кинематографа является кинофильм «Месть и Закон» 1975 года. Это был самым первым фильм в Болливуде, снятый на 70-мм. пленку с качественным стереозвуком. В 1999 году этот фильм был признан лучшим индийским фильм за последние 50 лет. «Месть и Закон» и Последующий кинофильм Яша Чопры «Стена» сделал суперзвездой Амитабха Баччана.

С 80-х годов происходит окончательное становление классического индийского кино с большим количеством музыкально-танцевальных номеров. Наиболее знаменитым фильмом 80-х годов можно назвать киноработу «Танцор диско». Данный фильм вышел в 1982 году и сделал кинозвездой Митхуна Чакраборти.

Последние десятилетие двадцатого века, знаменуется появление большого числа популярных индийских кинозвезд: Аамира Кхана, Салман Кхана, Джухи Чавлы, Шахрух Хана, Каджол, Мадхури Дикшит и других.

Среди наиболее знаменитых кинофильмов 90-х годов стоит выделить киноработу «Непохищенная невеста». Фильм был поставлен Адитьей Чопра и Яшем Чопра и стал самым кассовым кинохитом 90-х годов. Фильм сделал мировыми звездами Шахрух Хана и Каджол. В индийских кинотеатрах «Непохищенная невеста» демонстрировался непрерывно в течении 20 лет, что является мировым рекордом.

Первое десятилетие нового тысячелетия в Индийском кинематографе зажгло новые звезды: Айшварию Рай, Ритика Рошана, Амитабха Баччана Приянку Чопру, Дипику Падуконе, Катрину Каиф. Лучшими фильмами этого периода считается кинолента «Девдас» 2002 года, благодаря которой Айшвария Рай обрела всемирную известность. Историческая драма Джодха и Акбар 2008 года с Айшварией и Ритиком Рошаном. Комедия «Три Идиота» 2009 года с Аамиром Кханом и Фантастический блокбастер «Робот» 2010 года. В «Роботе» главную роль сыграл наиболее популярный актер Южной Индии – Раджикант.

Самыми кассовыми индийскими кинофильмами второго десятилетия нынешнего века, можно назвать киноработы 2013 года: «Ченнайский экспресс» и «Байкеры 3» (Шум 3). Самым кассовым индийским кинофильмом в настоящее время является научная фантастика режиссера Раджкумара Хирани фильм «Пикей» в главной роли, которой снялся Аамир Кхан. «Пикей» вышедший в 2014 году, собрал в прокате 7,43 млрд. рупий, при бюджете в 135 млн. рупий.

Актриса Карина Капур

Актриса Карина Капур

 

Три кита кинематографа Индостана

По аналогии с североамериканским Голливудом весь индийский кинематограф именуется Болливудом. Потому что, на заре развития индийского кинематографа львиная доля всех киностудий находилась в Бомбее с 1995 года Мумбаи. Однако такое утверждение неправильное, понятие Болливуд объединяет собой киностудии выпускающие фильмы языке на хинди. В 2014 году в Болливуде было снято 263 кинофильма.

С началом двухтысячных годов пальму в киноиндустрии Индии стал перебирать Толливуд. Совокупность кинокомпаний выпускающих фильмы на дравидийском языке телугу. Например, в 2014 году в Толливуде было выпущено 349 художественных полнометражных фильмов. Столицей Толливуда является город Хайдабарад, штат Андхра-Прадеш.

Второе место по числу выпущенных кинофильмов в Индии занимает Колливуд, снимающий киноленты на языке тамилов. Крупнейшим центром Коллинвуда, можно назвать город Ченнаи (данный город до 1996 года носил название Мадрас). В 2014 году Коллинвудом было выпущено 326 художественных кинолент.

Можно подытожить, что индийский кинематограф, выпускает рекордное количество кинофильмов. Например, в 2012 году увидело свет 1602 полнометражных фильма.

История кинематографа Индии

 

Особенности индийских фильмов

Индийское кино обладает рядом особенностей. В частности до двухтысячных годов в синематографе Индии с 50-х годов действовал запрет на поцелуи и вообще на изображения откровенных любовных сцен. По индийским меркам публичные поцелуи, даже между женой и мужем являются страшно неприличным действием.

Вторая особенность, обилие в кинематографе Индостана музыкально-танцевальных айтем-номеров, которые можно даже назвать музыкальными клипами. К пению и танцам индийцы имеют расположение с глубокой древности и в кинематограф танцевальные номера перебрались от индийского народного театра.

Третья черта индийского кинематографа, более 90% фильмов снимаемых в Индии, так или иначе затрагивают любовные отношения между противоположным полом и, как правило, сюжет фильма завязан вокруг свадьбы будущей или прошедшей.

Четвертая черта кинематографа Индостана, в индийских кинофильмах преимущественно показывают богатых или зажиточных героев. В Болливуде словно действует негласный запрет на изображение жизни нищих кварталов, жизни людей без места жительства, низших каст и неприкасаемых.

Некоторые считают, что кинофильмы в Индии преимущественно снимают для бедных людей, которые хотят увидеть жизнь богатых. Вероятно, в индийском кинематографе еще сохраняются пережитки варно-кастовой системы, по которым даже взгляд на неприкасаемого человека может принести несчастье.

Стоит также отметить, что в самой Индии стоимость кинобилетов является рекордно низкой, самые дешевые кинотеатры в Индии берут за просмотр всего 10 рупий (8,3 рубля).

Комментарии закрыты.